Как оформить отказное письмо для таможни?

Товары, которые ввозятся на территорию ЕАЭС, могут либо подлежать обязательной сертификации и декларированию, либо нет. Если возникают сложности при идентификации продукции, то деловые партнеры, таможня, государственные инстанции могут потребовать от предпринимателя предоставления разрешительной документации. Чтобы избежать споров, разбирательств и связанных с ними задержек деятельности, бизнесмен вправе оформить отказное письмо (ОП).

Что такое ОП и зачем оно оформляется?

Под отказным письмом понимается документ информационного характера, который используется для устранения формальных препятствий к свободному выпуску продукции в обращение. Оно опровергает принадлежность товара к категориям, для которых предусмотрена обязательная оценка соответствия.

ОП не подтверждает какие-либо параметры или потребительские свойства товара, поэтому не может применяться как альтернатива добровольному сертификату. Для повышения конкурентоспособности товара на рынке, проводится процедура проверки в системах независимой оценки, зарегистрированных Росстандартом.

Оформление ОП для таможни требуется в следующих ситуациях:

  • если название товара отсутствует в единой номенклатуре продукции ТН ВЭД или ОКП;
  • если на конкретный тип изделий не распространяется действие технических регламентов ЕАЭС, ПП РФ № 982 и других нормативных актов.

Как правило, ОП оформляется на грузы и ценности, в отношении которых возникают сложности в процессе идентификации:

  • изделия, бывшие в использовании;
  • запчасти для техники и оборудования;
  • партии выставочных образцов;
  • сувениры;
  • товары народных промыслов и т.д.

ОП содержит код ТН ВЭД на товары, что исключает вероятность возникновения спорных ситуаций и задержек в таможенном оформлении продукции.

Также ОП требуется в других ситуациях, например, предъявляется сотрудникам Роспотребнадзора и представителям других государственных ведомств, контрагентам, торговым сетям и организаторам закупочных процедур, которые просят предоставить сертификат или декларацию.

Получение отказных писем не регулируется законодательством. Это добровольная инициатива предпринимателя. Такой шаг необходим для устранения сомнений в необходимости сертификации продукции и исключения вероятности возникновения простоев.

Кто выдает и получает ОП?

Выдача документов проводится уполномоченными аккредитованными органами, которые действуют в строгом соответствии с положениями нормативно-правовых актов и перечнями продукции, которая подлежит обязательной сертификации. Важно, чтобы выбранный орган был аккредитован на проверку определенных видов продукции, в противном случае ОП будет признано недействительным.

Чтобы проверить аккредитацию, необходимо:

  • найти на сайте выбранного органа по сертификации его реестровый номер (выглядит как: «RA.RU.12АB34»);
  • вбить указанный номер в поиск в реестре аккредитованных органов, который размещается на официальном сайте Росаккредитации;
  • проверить указанные на сайте полномочия органа.

Подать заявку на получение ОП вправе компании и ИП, которые имеют доказанное отношение к продукции: производители, их представители, выполняющие функции изготовителей на территории ЕАЭС, поставщики, продавцы.

Оформление разъяснительного документа доступно только ИП и юридическим лицам, которые зарегистрированы в соответствии с российским законодательством. Иностранцам и физлицам ОП не выдаются.

Как выглядит ОП на товар?

Понятие «отказное письмо» не закреплено действующим законодательством. Как следствие, отсутствует унифицированный бланк документа, который обязаны использовать аккредитованные органы.

Как правило, ОП оформляется на официальном бланке сертифицирующей организации. Текст составляется произвольно, в нем должна присутствовать следующая информация:

  • наименование и контактные данные аккредитованного органа, который оформил документ;
  • название и адрес местонахождения фирмы-заявителя;
  • номер, присвоенный документу, дата;
  • идентификационные сведения об изделиях, коды ТН ВЭД, ОКПД 2;
  • вывод о том, что в конкретном случае обязательные оценки не требуются (со ссылками на положения законодательства РФ и ЕАЭС).

Текст заверяют подписью уполномоченного лица аккредитованного органа и оттиском печати. В него может быть включен любой список товаров, но держателем документа является только одна компания или ИП.

ОП может быть выдано как бессрочно (т.е. до того момента, пока не меняются положения действующего законодательства), так и с установлением периода действия – на 1 год.

Как проводится оформление отказного письма?

Оформить ОП самому нельзя: документ должен предоставить уполномоченный орган. Для его получения клиент предоставляет через интернет или при личном визите следующий комплект документации:

  • заполненную заявку;
  • карточку компании с указанием банковских реквизитов, данных руководителя юридического лица;
  • подробные сведения о поставляемой продукции;
  • иные сведения по запросу экспертов.

Как правило, оформление занимает 1-2 рабочих дня. Проведение лабораторных исследований не требуется. Эксперты делают выводы на основе документации, предоставленной заявителем, и положений действующего законодательства. Готовый документ можно получить при личном визите в сертификационный центр, с курьерской доставкой, почтовым отправлением.

Получить более подробную информацию, и помощь в оформлении ОП, можно на портале trts.info.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *